Жемчуга на гиламе

«Утром, переодевшись, вышел на майдан сам Алпамыш и стал вызывать Кокалдаша на бой» – так описывается в узбекском народном эпосе последний этап состязаний за право взять в жены Ай-Барчин. Вместо традиционного гилама – политая водой земля, вместо судей – зрители с их ободряющими криками. И борьба палванов, в честном поединке мечтающих завоевать желанную награду. Как назвать бросок Хакимбека, если он швыряет противника ростом выше минарета высоко в небо? Есть ли в арсенале спортивной науки такой термин?

Знакома с борьбой кураш и избранница Алпамыша: защищаясь от бесцеремонного калмыцкого батыра Кокамана, поднимает его в воздух и бросает на землю навзничь. Настоящий халол.
Намеренно однажды поддался противнику непобедимый Махмуд Пахлаван (1247–1326), философ, автор рубайята. Узнав, что соперника казнят в случае поражения, борец-хорезмиец поднял того высоко над головой и сам лег на лопатки. Его, причисленного к лику святых, считают покровителем спортсменов. Рубаи поэта-курашиста исполнены чести и благородства.
Это народные сказания, дела давно минувших дней. Однако Узбекистан XXI века бережно относится к памяти предков, берет от них лучшее, приумножая достижения.
Мы беседуем с пресс-секретарем Федерации кураша Узбекистана Зулхумор Рузиевой о том, какие перспективы ждут современных палванов в свете постановления Президента РУ «О мерах по развитию и дальнейшему повышению авторитета национального спорта кураш». Не сказочных великанов, а смельчаков из всех уголков республики, оттачивающих мастерство и пропагандирующих национальную борьбу в мире.
Признаюсь, ожидала увидеть на этой должности мужчину, так что первый вопрос, заданный Зулхумор Хамиджановне, библиографу и журналисту по образованию, прозвучал кратко, но эмоционально:
Почему?!
– Выросла среди палванов, закаленных в боях. Отец, известный курашист, приобщил к национальной борьбе семерых сыновей. Интересная деталь: если кто-то приезжал к нам в кишлак и спрашивал, где живет Хамид-ака, люди пожимали плечами. Стоило уточнить, что ищут Хамида-палвана, – моментально показывали дорогу.
Долгое время борьба кураш была обычной народной, хотя и весьма специфической, забавой. Без поединков не обходился ни один той. Как самая преданная папина болельщица, я посылала ему свою энергетику и ждала, какой приз принесет домой. Когда отец выигрывал, скажем, барана, мясо раздавали всей махалле. Такова традиция. Помню знаменитый «полвон-палов» – праздничный плов для победителя. Хотелось посмотреть на состязания близких, но братья всегда говорили: «Не женское дело!» Это сейчас девушки могут заниматься практически любым видом спорта и многие наши землячки побеждают в престижных соревнованиях, а тогда другое время было.

У борьбы кураш мощные вековые корни. Более трех с половиной тысяч лет – срок впечатляющий. Это культурное наследие, которое передавалось из поколения в поколение…
– В народе говорят: «Кураш у узбеков в крови». Когда рождаются сыновья, одно из пожеланий малышу «Полвон булади!», то есть «Богатырем будет!» Именно этот вид спорта послужил стартом для наших атлетов, добившихся значительных результатов в дзюдо, самбо, рукопашном бое, кикбоксинге, джиу-джитсу. Выражаясь образно: «Узбекистанские борцы вырастают из кураша».
Национальная борьба, все активнее заявляющая о себе, могла бы так и остаться праздничным мероприятием, собирающим любителей. С провозглашением независимости Республики Узбекистан дисциплина получила новый импульс развития, а затем обрела статус международной.
Немного истории. Комил Юсупов, первый заместитель председателя Федерации кураша Узбекистана, провел серьезные исследования национальной борьбы, чтобы упорядочить правила, разработать методическую базу. Расширяя границы, преображенный вид спорта требовал и собственной терминологии. Так вошли в международный лексикон выражения «таъзим» (поклон, почтение), «халол» (чистая победа), «тухта» (стоп), «ёнбош» (бросок на бок сильным красивым движением), «гирром» (нечестный прием), «дакки» (нарушение средней степени) и другие. Как правило, они даются пока с переводом, однако все прочнее уравниваются в правах с аналогичными профессионализмами.
Отличается и форма: просторная рубашка типа короткого халата (яктак) синего или зеленого цвета, свободные белые штаны и матерчатый красный пояс. Ничто не должно сковывать движения. Еще одно условие – встреча борцов проходит на мате-гиламе, минимальный размер которого 14х14 метров, максимальный – 16х16 метров.
Днем рождения кураша как спорта, известного на международной арене, стало 6 сентября. В 1998 году создана Международная ассоциация борьбы кураш, а первый чемпионат мира состоялся в Ташкенте в мае 1999-го. Тогда в ассоциацию входили 28 стран, сегодня она объединяет более 130 национальных федераций. В 2010 году удостоилась признания Всемирного антидопингового агентства, играющего важную роль в подаче заявки на включение кураша в программу Олимпийских игр.
На Азиатских играх – 2002 в Пусане (Южная Корея) впервые организованы показательные выступления по узбекскому курашу. В 2003 году в соответствующий Регламент Олимпийского совета Азии внесено изменение: узбекская национальная борьба официально признана азиатским спортом. В 2005-м в музее «Олимпия» (Лозанна, Швейцария) состоялась годовая тематическая выставка.
На Азиатских играх 2006 года в Катаре с участием десяти государств прошли соревнования в четырех весовых категориях. С 2007-го на Азиатских играх по боевым единоборствам, состоявшихся в закрытых помещениях в Макао, дважды во Вьетнаме, дважды в Таиланде, Южной Корее, проходили состязания по курашу. На 36-й Генеральной ассамблее Олимпийского совета Азии (2017, 20 сентября, Ашхабад) впервые в истории наш национальный вид спорта официально включен в программу XVIII Азиатских игр, и в 2018 году в Индонезии атлеты из более чем 40 стран боролись за медали в данной дисциплине.
Превратить кураш в жемчужину мирового спорта… Призыв Президента услышан во всех уголках Узбекистана. Древнейшая культурная ценность становится ядром общенародного движения за здоровье, благородство, человечность, честь, которые заложены в основе национальной борьбы.
– Не будет преувеличением сказать, что интерес к этому виду спорта растет изо дня в день. В настоящее время пытаемся собрать точные статистические данные о его приверженцах. Словно свершилось великое пробуждение, что подтверждается действенными мерами по развитию и популяризации национального единоборства. Продиктованы они не только престижностью внедрения узбекского культурного наследия на мировой арене. Кураш имеет непреходящее значение в воспитании подрастающего поколения, формировании высоконравственной личности, укрепления у молодежи чувства патриотизма. Лозунг «Вышел на арену – бейся честно!» исключает любые уловки, ведущие к псевдопобеде. Участник рассчитывает на свои силы, тренированность, ловкость, быстроту реакции. Профессионально оценивая подготовку противника, выстраивает тактику борьбы сообразно понятиям чести. Философия палвана ведет к обретению гармонии.
Динамичные поединки запрещают болевые, ударные и удушающие приемы, проводятся на ногах, не допускают борьбы в положении лежа. То есть это простой и безопасный вид единоборств, требующий между тем хорошей физической подготовки и твердости характера.
Безопасность – основа привлекательности борьбы даже для детей. Родители, отдавшие ребенка 5–6 лет в секцию, могут быть спокойны: кураш – нетравматичный вид спорта. Бесконтрольная улица несет гораздо больше проблем.
В постановлении «О мерах по развитию и дальнейшему повышению международного авторитета национального вида спорта кураш» дан глубокий анализ недостатков, имевшихся в работе Федерации кураша Узбекистана, перед работниками сферы ставится ряд актуальных задач.
– Причем каждая из них не уступает другой по степени важности. Привлечение к занятиям всех слоев населения, формирование материально-технической базы и инфраструктуры, включение кураша в программу по физической подготовке личного состава Вооруженных Сил и правоохранительных органов, обучение тренеров и судей, разработка методических пособий, производство спортивной экипировки «яктак» и матов «гилам», широкая пропаганда, в том числе через СМИ… Речь идет и о создании новых разновидностей кураша – женского, пляжного, боевого.
«Дорожная карта» определяет способы решения задач, поставленных не только перед нашей организацией. Лишь при условии взаимодействия многих структур национальная борьба станет жемчужиной мирового спорта.
Одобрены предложения Федерации кураша Узбекистана, Национального олимпийского комитета, министерств физической культуры и спорта, финансов, высшего и среднего специального образования по проведению с 2021-го с периодичностью раз в два года соревнований среди студентов в областных центрах, Нукусе и Ташкенте, международных турниров на Кубок Президента Республики Узбекистан в зарубежных странах, раз в год республиканского конкурса «Узбек полвони» среди работников госорганов, учреждений и организаций. Планируется поэтапное создание в 2021–2025 годах школ мастерства по курашу во всех регионах Узбекистана, где финансирование будет осуществляться за счет средств Государственного бюджета.
Благодаря такому усиленному вниманию к национальной борьбе мы можем говорить о переходе этого интересного вида спорта (в наших силах сделать его массовым!) на новую, более высокую ступень.
Прозвучала интересная идея о том, как связать кураш с туризмом…
– Совместно с Госкомтуризма разрабатываем возможные варианты проведения борцовских шоу на популярных маршрутах. Безусловно, иностранным гостям (да и узбекистанцам) интересно понаблюдать за сражениями палванов. Увезут домой массу впечатлений, и в рассказах родным и знакомым будет фигурировать наша страна с ее бережным отношением к этноспорту.
Раз уж мы затронули живописные зоны Узбекистана, привлекающие зарубежных туристов, не могу не вспомнить Байсун, родину легендарного Алпамыша. Успехи сурхандарьинцев предопределены исторически?
– Сурхандарья традиционно занимает лидирующие позиции, хороший потенциал у Бухары, Кашкадарьи, Самарканда. Ташкентская область в отстающих. В женском спорте впереди Наманган. К слову, именно в Байсуне находится специализированная школа-интернат, которую передали в ведение Федерации кураша. Натуральная природная селекция, как называют поиск самородков на поединках, хороша, хотя и требуется дополнительная огранка. Однако подготовка должна быть системной и целенаправленной, юные дарования следует с детства поддерживать профессионально.
Недостаточная материальная база озвучена в постановлении как одна из ключевых проблем, мешающих развитию и совершенствованию уникального единоборства и продвижению его на международном уровне.
– Успешная подготовка борцов, способных отстаивать честь страны, зависит от многих составляющих. В современном мире, когда прогресс повлиял на все сферы жизни, невозможно работать по старинке. Раньше мастерство передавалось из поколения в поколения, в зависимости от регионов могли проявляться какие-то особенности. Сейчас речь идет об унифицированном подходе, общем для всех стран – участниц турниров.
Маты-гиламы… Звучит красиво, а сколько их приходится на каждый вилоят? Ничтожно малое количество по сравнению со спросом. Всегда ли у мальчишек, собирающихся связать жизнь с национальной борьбой, есть тренер с соответствующим образованием? Имеют ли они зал для занятий? Все пункты взяты на особый контроль, по каждому принято решение, будет проводиться регулярный мониторинг состояния дел в этой области.
Начинается строительство Центра национального вида спорта кураш на площади в один гектар в Алмазарском районе Ташкента. Речь идет о современном комплексе, где планируется проводить чемпионаты мира, где гости столицы смогут воочию убедиться, какое значение придается борьбе, родившейся в народе.
Предстоит много потрудиться ради достижения конечной цели – добиться, чтобы кураш вошел в программу Олимпийских игр, чтобы его внесли в Список нематериального культурного наследия национальных игр этноспорта ЮНЕСКО, чтобы жемчужные россыпи побед узбекистанских палванов украсили все состязания мирового масштаба.

Беседовала Полина ЛАНСКАЯ