Один известный актер и режиссер говорил, что «музеи надо научиться понимать, как классическую музыку». Действительно, можно долго ходить по храмам истории и искусства, вглядываться в экспонаты, а память удержит самую малость. Другое дело – экскурсия с профессионалом: все разложит по полочкам, логически свяжет, расскажет увлекательную легенду, закрепит с помощью интерактивной беседы…
Всемирный день экскурсовода отмечают 21 февраля. Учрежден он Всемирной федерацией ассоциаций экскурсоводов (гидов) с целью повышения информированности широкой общественности о важности и значении работы этих специалистов и празднуется с 1990 года.

Как-то услышала высказывание музеефила: «Красивая профессия, несложная, спокойная: выучил текст – и гоняй целый день как шарманку». И невдомек дилетантам, что настоящее мастерство – это не зазубренный материал, а проникновение в него, не монотонный пересказ, а выстраивание контакта со слушателями, не раз и навсегда данная информация, а постоянный поиск.
Дабы уберечь читателей от ложного поверхностного представления, мы встретились с Сайёрой Усмановой, завсектором выставок Государственного музея прикладного искусства и истории ремесленничества Узбекистана.

– Обратила внимание, что коллектив у вас по большей части молодежный. Откуда приходит пополнение?

– Молодежь – около 70 процентов всех сотрудников. Случайных людей нет. Обычно в музеи устраиваются по большой любви. И музей (а он живое существо) чувствует отношение к себе и отвечает взаимностью. Кстати, получится нужный тандем или нет, показывает студенческая практика, которая длится месяц. Вообще, музееведение – захватывающая наука. Здесь раскрывается столько тайн! Не может не увлечь работа с экспонатами, фондами, посетителями. Сплетаются история, культура, психология, ораторское искусство.
Основной потенциал – выпускники Государственного института культуры и искусства Узбекистана и Национального института художеств и дизайна имени К.Бехзода. Те, кто изначально выбрал музейное дело и целенаправленно ему обучался.

– Практикой проверяется, не принял ли студент первое впечатление за призвание. Однако программных посещений музеев и вхождения в профессию в продолжение относительно короткого времени недостаточно для формирования специалистов. Их приходится «дошлифовывать»?

– Конечно, такая работа ведется. Система взаимодействия «устоз – шогирд» помогает новичку овладеть необходимыми навыками. В течение нескольких месяцев идет обучение. Даже когда трудишься десятилетия, непрерывно пополняешь багаж знаний. Меняется жизнь – и ты находишься в постоянном поиске. Останавливаться нельзя.

– Первая экскурсия проходит с «подстраховкой»? Устоз, готовый помочь, находится рядом?

– В первый раз всегда сложно, хотя подготовка проводится основательная. Молодые специалисты сдают экскурсионную работу. (Нередко в этом случае ответственный за новичка сотрудник выступает в роли посетителя, задающего уйму вопросов.) Затем постепенно отправляем их в свободный полет. Начальный этап – юные посетители, где менее сложный, но не примитивный текст, упрощенные пояснения. Затем студенты. Может в зале находиться и наставник. Дебют непредсказуем. Не исключено, что из-за волнения вдруг подведет память и молодой экскурсовод растеряется. Устоз выручит незаметно для посетителей, как бы ненароком вступив в разговор.
Что касается волнения, оно свойственно всем. И зеленым, и умудренным опытом. Просто у одних спрятано глубоко внутри, а у других еще на поверхности. Мы каждый день словно экзамен сдаем: каким будет контингент посетителей, каким восприятие публики, какие вопросы зададут, удастся ли наладить контакт?

– Определенные заготовки имеются, только подача информации варьируется?..

– Экскурсии разработаны для разных категорий, для разного уровня подготовленности, но в каждую вносятся коррективы в зависимости от ситуации. Двух одинаковых не бывает. Скажем, школьники нуждаются в подробном, детальном объяснении. Говорим, к примеру, о кустарном производстве шелка и даем информацию, сколько весит кокон, какой длины нить из него получается. Параллельно показываем, как рождается натуральная ткань. Знакомим с ткацким станком, станком для ковроделия, комментируем затраты времени. Детям это очень интересно. Кстати, взрослым в век развития техники тоже. Если среди группы есть люди преклонного возраста, спрашиваем у них, не приходилось ли когда осваивать ремесло. К бабушкам и дедушкам ребята прислушиваются с особым вниманием. Историческая нить связывает их не только с экспонатом, но и со знакомыми, а то и близкими.
Для юных посетителей устраиваем мастер-классы. Традиционно посвящаются Международному дню защиты детей, каким-то значимым датам. Никто не отказывается попробовать себя в гончарном деле. С удовольствием лепят из пластилина. На недавней Неделе культуры нашими гостями стали воспитанники школ-интернатов с ограниченными возможностями. Для слабослышащих организовали сурдоперевод. У нас есть сотрудники, владеющие дактильной речью (особая фишка музея), организующие соответствующие экскурсии. В интенсивном интерактивном проекте учащиеся показали: среди них немало одаренных, обладающих богатым воображением. Рисовали, лепили. Были приглашены известные актеры, эстрадные исполнители. Общение получилось радостным и плодотворным. Родилась идея создать передвижную выставку работ школьников и показать в городах Узбекистана. Она – лучшее доказательство утверждения: «Каждый ребенок талантлив».

– Интерес – лучшая почва для запоминающейся экскурсии. Наверняка в вашем арсенале есть какие-то истории, концентрирующие внимание посетителей.

– Рассказывала группе иностранцев о национальной вышивке. Подчеркнула: раньше парень не мог видеть девушку до свадьбы. Судить о ней приходилось по сюзане. Разглядывая узоры, молодой человек представлял внешность будущей супруги, черты ее характера. Нравилось сюзане – он принимал решение жениться.
Мужчина застыл у стены, изучая орнамент, а потом воскликнул с чувством: «Какая прекрасная тонкая работа! Я не в силах оторваться. Уже влюбился в мастерицу».
Наверное, в нашем музее каждый находит свой экспонат. То, что особенно по душе. Девчонка лет девяти-десяти затаив дыхание слушала историю дойры и ногоры. Очаровала дойра. Хотя это преимущественно мужской инструмент, юной ценительнице музыки захотелось научиться играть. Еле сдерживалась, чтобы не потрогать притягательный предмет. Приводила в музей родителей, что-то им горячо доказывала. Целеустремленная, записалась в кружок. Потом снова пришла в музей. В тот день приглашенные музыканты разрешили девочке не только подержать инструмент, но и объяснили, как отбивается ритм.
То, что сделано руками, сделано с любовью, несмотря на долгую жизнь, несет на себе положительную энергетику мастера или мастерицы. От экспоната исходит тепло, он заряжает позитивом. Связывает прошлое с настоящим.

– А как вы выбрали свою профессию? Красивую, познавательную, дарящую людям радость.

– Окончила Национальный университет Узбекистана. Направление – английская филология. Посещение Музея прикладного искусства в 2006 году, можно сказать, перевернуло все мое существо. Поняла, что жить по-другому уже не получится, что должна видеть это чудо каждый день и знакомить с ним людей. И еще немаловажный факт: общение с иностранцами рисовало постоянное совершенствование английского.
Любила историю всегда, но одной ее мало. Были и предметы, касающиеся искусства, однако и этого недостаточно. Необходимы профессиональные ориентиры. Окончила специальные курсы «Маънавият ва маърифат» для сотрудников музеев, добывала знания самостоятельно. Чтобы рассказывать гостям столицы о творениях рук человеческих на английском языке, нужно в совершенстве владеть информацией на родном. Быть готовой к неожиданным вопросам иностранных туристов. Для них ты лицо музея, лицо страны. Некоторые подруги по-хорошему завидуют: «Сайёра опять в сказку спешит, с красотой встречаться». А эта красота в прочном фундаменте нуждается: кто, когда, почему, каким образом?

– Вы проводите экскурсии на английском, есть сурдоэкскурсии, а еще?

– На французском и испанском. Естественно, на государственном и русском.
– Состояние изумления не покинуло вас за годы работы в музее?
– Не покинуло. Красота, призванная служить людям, не приедается, взгляд не замыливается. Прикладное искусство, то есть создаваемое не для любования, а для пользования, употребления, рождает тысячи вопросов. Так что каждый день проходит в обстановке новизны. Посмотришь на экспонат с другого ракурса – он незнакомым кажется, более привлекательным и красочным. Опять же толчок для дополнительного изучения.

– Новшеством стал и проект «Ночь в музее»?

– Тем более что нас по праву можно назвать локомотивом проекта в Узбекистане. Накануне Нового года приняли около 300 посетителей. Ходили по залам с фонариками, а это создает иное видение и восприятие. Игра тени и света дает эффект загадочности, волшебства. Особенно красива в таком освещении резьба по ганчу. Изюминка – ожившие экспонаты. Вот поток света высветил паранджу под стеклом. Отголосок прошлого. И вдруг появляется фигура в старинном одеянии…
Еще одна «Ночь в музее» планируется 27 марта. О программе ничего не скажу: сюрприз.

– Старинные вещи требуют особого ухода. Предполагается, что они будут знакомить с древними народными промыслами не одно поколение узбекистанцев.

– Этим занимаются реставраторы, прошедшие профессиональную школу. Приведу простой пример. Безусловно, резные двери красивы. Ажурные узоры привлекают взгляд. И пыль собирают не меньше. Уборка в музее сильно отличается от домашней. Пылесос в помощники не годится. Представьте, сколько надо возиться с одной дверью, чтобы очистить каждую линию, завитушку от пыли и покрыть специальным защитным раствором.

– Музейные экспозиции собираются ради посетителей – представителей всех поколений. Есть ли среди них такие, которые восхищают постоянством?

– Наше местоположение – живописная улица Ракатдош. Радует, что жители махалли приходят семьями. Дедушка водил сюда внучек детсадовского возраста, а сейчас они уже школьницы. Росли на глазах. И не только физически. Более зрелым становилось восприятие. От распахнутых в изумлении глаз до глубоких вопросов о народных ремеслах.
Повторные визиты иностранных гостей поражают внимательным отношением к культуре Узбекистана. Они с удовольствием называют наши бренды: риштанскую керамику, бухарское златошвейное искусство, чустские ножи. Радуются по-детски, когда их хвалят за память.

– Ваш «фаворит» среди удивительных творений рук человеческих – это…

– Украшение XIX века тиллакош («золотые брови»), хранившее женщин от сглаза. Ношение такого аксессуара, кроме чисто эстетической функции, было знаком, что его хозяйка либо замужем, либо просватана.

– Сейчас нет организации, которая бы не пыталась успевать за современными технологиями. Активно создаются сайты, странички в соцсетях…

– Наш сайт в настоящее время в процессе обновления. В социальных сетях выставляются анонсы, демонстрируются экспонаты в 3D-формате. Представьте керамическое изделие, которое поворачивается к зрителю. На обычной экскурсии предмет так не рассмотришь.

– Не отвлекает ли виртуальное знакомство от реальных встреч с музеем? Ведь молодежь – приверженец всего нового. Если есть возможность переместиться в мир прекрасного одним кликом, зачем куда-то ехать? Это философия многих современных юношей и девушек.

– Интернет не дает полной картины, при всех плюсах быстрого поиска и экономии времени не передает главного – духа прикладного искусства и ремесленничества, чудесной доброй ауры, которая многих приводит к истинному призванию. Именно увлекающая энергетика «зовет» к красоте и убеждает попробовать творить ее своими руками. Немало костюмеров, ремесленников, гончаров обязаны своей профессией музею – удивившему и подтолкнувшему к выбору.
Молодежь к нам приходит. Встреча с национальным искусством предков как глоток свежего воздуха после пандемии, перекрывшей кислород. Чтобы сделать общение с прекрасным более привлекательным, введены скидки на билеты для школьников, студентов, пенсионеров, людей с инвалидностью. Законодательно утверждено бесплатное посещение музеев юношами и девушками до 18 лет по вторникам и пятницам. В Международный день музеев (18 мая) традиционно проводится день открытых дверей. В сентябре Неделя музеев.
В постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению роли и значения сферы культуры и искусства в жизни общества» отмечается воспитательная функция музеев и других учреждений культуры. Первое воскресенье месяца определено бесплатным днем для всех категорий населения.

– О чем мечтаете, находясь среди уникальных предметов быта?

– Хотела бы участвовать в раскопках и найти какой-нибудь древний артефакт. А еще посетить самые известные музеи мира и в первую очередь ознакомиться с экспонатами, представляющими Узбекистан. Обязательно посмотреть на монолит, ознаменовавший победу Амира Темура над Тохтамышем. Он находится в Эрмитаже. Привлекают Лувр и Восточный музей в Москве.

– Наверняка хотите поздравить коллег с Всемирным днем экскурсовода.

– И пожелать крепкого здоровья, позитива, много любознательных посетителей, с которыми приятно работать. Пусть любимое дело приносит удовлетворение и радость!

Беседовала Людмила ПОЛОНСКАЯ