Алексеева В.С., доктор философии по социологическим наукам считает, что назрела необходимость конституционного закрепления недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность педагогических работников, что значительно повысит их социальный статус и станет гарантом неприкосновенности их деятельности.

В последние пять лет инициируются и активно реализуются реформы в системе образования. Так, в стране уже действуют образовательные учреждения совершенно нового уровня – Президентские, творческие и специализированные школы. В системе высшего образования совместно с ведущими зарубежными высшими учебными заведениями было создано 67 новых университетов, институтов и филиалов, общее количество вузов составило 159, охват высшим образованием увеличился в 3 раза – с 9 до 28 процентов. Повышается уровень оплаты труда педагогических кадров, внедряются новые технологии в образовательный процесс, пересматриваются учебные программы и методическое обеспечение на основе передового зарубежного опыта и многое другое.
Но наряду с этим, в системе организации деятельности педагогов все еще существуют проблемы, на которые нужно обращать внимание и предпринимать меры по их скорейшему устранению. К примеру, в системе школьного образования по-прежнему составляется более 200 видов отчётов, руководство различных уровней требует выполнения поручения, которые могут быть не связаны с прямым выполнением функциональных обязанностей педагогов, причем требуют выполнения в очень короткие сроки. В системе отношений между педагогами и учащимися также наблюдается дисбаланс – родители могут предъявлять неадекватные претензии к педагогу, а учащиеся проявляют неуважительное отношение к ним. Препятствия осуществления педагогической деятельности проявляются и в требованиях, просьбах о несправедливом завышении оценок учащихся, не соответствующих уровню знаний учащихся.
Еще одним препятствием выполнению своих служебных обязанностей педагогами является привлечение к работам, не соответствующих профессионального профиля педагогов несмотря на то, что это запрещается Законом. В частности, педагогические работники привлекаются к работам по благоустройству территории образовательных учреждений, участию в мероприятиях, не связанных с их профессиональной деятельностью. К большому счастью, искоренена практика привлечения педагогических работников к сбору хлопка. И в данном направлении следует усилить работу по недопущению привлечения педагогических работников к деятельности, которая не имеет отношения к их профессиональной сфере. Иначе страдает мотивация профессионального развития педагогов и соответственно снижается социальный статус и авторитет в обществе,
Серьезной проблемой является требования к педагогам внедрения инновационных технологий, не обеспечивая при этом материально-техническую базу для этого.
В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы поставлена четкая и достижимая цель – повышение качества образования в школах и поднятие на международный уровень знаний и квалификации педагогических кадров.
Важно понимать, что одновременно с серьезным реформированием системы образования и поставленными целями на ближайшие пять лет, следует особое внимание обратить и на человеческий капитал – педагогических работников. Нужно понимать, что, не подняв статус ключевых акторов и проводников данных реформ – педагогов, сложно будет обеспечить формирование новой системы образования с широким внедрением инноваций, новых технологий, методик и моделей.
Повышение социального статуса педагогов – это важная задача в ускорении реформ, которые осуществляются в системе образования, поскольку создание условий для педагогов, характеризующимися в первую очередь, невмешательством в их профессиональную деятельность, как бы это громко не звучало, это гарантия благополучия общества. Несомненно, решение данной проблемы должно осуществляться на высшем государственном уровне. Педагогический процесс – это творчество, которое подразумевает постоянный поиск новых решений воздействия и воспитания подрастающего поколения, и крайне важно ограничить вмешательство в него.
Актуальность работы по повышению статуса и авторитета педагогов в обществе уже возведена в ранг государственных задач. К примеру, в законодательстве предусмотрена административная ответственность за незаконное вмешательство в профессиональную деятельность педагогов или воспрепятствование выполнению его служебных обязанностей – соответствующая поправка в Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан внесена поправка в 2020 году. В данной поправке формулировка вмешательства подразумевает оказание влияния на правильную и объективную оценку знаний учащихся. Законом «Об образовании» закреплен статус педагогических работников и гарантии их профессиональной деятельности (ст.45) и выражается в норме о признании государством и обществом статуса педагогических работников, который включает в себя создание соответствующих организационно-правовых условий для профессиональной деятельности, повышении их статуса и авторитета. В этой же статье обозначено недопустимость вмешательства в профессиональную деятельность педагогических работников образовательных организаций.
Следует отметить, что понятие «вмешательства» в профессиональную деятельность педагога имеет более широкое значение и требует более точного определения в нормативно-правовых документах. В данном направлении запущенный процесс обновления Конституции – это дополнительная возможность закрепления нормы о недопущении вмешательства в профессиональную деятельность педагогических работников образовательных учреждений, которая станет мощным импульсом для продолжением начатых реформ в вопросе создания достойных условий педагогическим кадрам и повышении их социального статуса в обществе.